РАЗДЕЛ II. ХОРОВАЯ ПАРТИТУРА И ПРИЕМЫ ХОРОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
ЛЕКЦИЯ №5 Музыкальная культура в своем историческом развитии накопила и обобщила довольно большой опыт нотной записи. Но лишь реформа нотного письма, произведенная одним из наиболее видных итальянских музыкальных теоретиков XI века Гвидо дАреццо, (употребление четырехлинейного нотного стана), легла в основу современной нотации и сыграла значительную роль в расширении композиторского творчества, создав благоприятные предпосылки для точной записи музыкальных произведений. Претерпевшая множество совершенствований система нотной записи в результате получила название - партитуры. В переводе с итальянского обозначает деление, распределение. Партитурная запись, исторически возникнув в начале в вокальной музыке, позднее распространилась и для записи различных инструментальных ансамблей и оркестровых составов. Хоровая партитура это такой вид нотной записи, при котором голоса хоровых партий записываются на отдельных нотных строках. Это даёт возможность отчетливо наблюдать за движением каждого голоса по горизонтали, а расположение нотных строк, одна под другой сверху вниз, позволяет видеть одновременное сочетание всех хоровых партий по вертикали. Хоровая партитура смешанного хора состоит из четырех основных партий: сопрано, альта, тенора, баса. В основу порядка распределения голосов положен высотной принцип. Верхняя строка предназначена для самой высокой по диапазону хоровой партии - сопрано, ниже располагаются альты, тенора и басы. Хоровые произведения, в зависимости от намерения композитора, могут быть изложены для различных составов хора. Для определения состава хора с левой стороны нотных станов помещаются наименования хоровых станов партий. В современных партитурах они пишутся на родном языке, в старинных и иностранных изданиях по-итальянски. Нотные строки хоровой партитуры с левой стороны объединяются начальной чертой, соединяющей края всех нотных станов партитуры, показывающей, что все хоровые партии исполняются одновременно. Для лучшей ориентации в многострочных партитурах кроме начальной черты применяются утолщенные прямые или фигурные скобы -акколады, объединяющие несколько нотных строк. Утолщенная акколада служит для объединения или оттенения, выделения отдельных групп хора. Для более рельефного выделения разделенных групп хоровых партий, записанных на разных нотных строках, применяется двойная акколада. Партии солистов, независимо от их количества, объединяются с хором общей начальной чертой. При записи солирующих партий высотный принцип изложения сохраняется. Хоровые партитуры всех типов и видов, в зависимости от количества голосов и сложности фактуры, записываются на одной, двух, трех, четырех и более нотных строках. Партитура для двухголосного однородного хора записывается как на одной, так и на двух нотных строках. Однородные детские и женские хоры записывают в скрипичном ключе. Однородный мужской хор записывается в скрипичном и басовом ключах. При записи хоровых партитур для двухголосного однородного хора на одной нотной строке, для лучшей ориентировки, верхний голос излагается штилями вверх, нижний - штилями вниз. При записи на двух нотных строках каждая хоровая партия записывается на отдельной строке согласно правилам нотного письма. При записи хоровой партитуры для двухголосного мужского хора на двух нотных строках хоровая партия теноров пишется в скрипичном ключе, но исполняется октавой ниже; партия басов пишется в басовом ключе и исполняется, как написано. В смешанном хоре, при записи мужских голосов на одной строке в басовом ключе, хоровые партии теноров и басов как пишутся, так и исполняются. В хоровых партитурах полифонического склада каждый голос излагается на отдельной строке. Партия солиста или группы излагается на отдельных строках, объединенная хоровой партитурой общей чертой размещается над ней. Хоровая партитура с фортепианным или любым другим инструментальным сопровождением пишется над аккомпанементом. Хоровые партии соединены прямой чертой, а сопровождение фигурной акколадой. В партитуре с симфоническим оркестром, хоровые партии, объединенные общей начальной чертой, пишутся в середине оркестровой партитуры, ниже ударных и выше струнных инструментов. В партитуре с сопровождением оркестра народных инструментов, хоровые партии помещаются под группой ударных инструментов. В оперной партитуре хоровые партии излагаются также как в симфонической. Голоса солистов располагаются над хоровой партитурой и объединяются общей начальной чертой со всем составом исполнителей. Двух-треххорных сочинения записываются так же, как и однохорные, но объединяются одной общей чертой и отдельными для каждого хора прямыми акколадами. Такие составы хора чаще всего встречаются в крупных монументальных сочинениях таких как: опера, оратория, кантата, месса. В зависимости от содержания и сценического действия могут быть представлены различными видами: детским, женским, мужским, полным, неполным смешанным хором, группой солистов, однохорным, двух-треххорным составом. Штрихи и их обозначения. Помимо известных штрихов - legato, non legato, staccato, marcato; темповых и динамических обозначений, используемых композиторами при написании хоровых сочинений изложенных в предыдущей лекции №4 -«Музыкальные средства выразительности»; обратим внимание на обозначения, которые относятся к исполнительским приемам, способствующим образованию своеобразного, красочного звучания. Одним из часто применяемых тембровых эффектов в хоре является пение закрытом ртом. В хоровой партитуре обозначаемой сокращению - «м» или же «закр. ртом». Данный прием очень часто используется : а) в виде самостоятельного изложения; б) в качестве хорового аккомпанемента или фона солирующему голосу; в) при одновременном сочетании пения закрытым ртом и со словами. Примеры. Своеобразным колористическим приемом является - вокализация гласных звуков: А, О, У, И, Ё. Возможно и одновременно сочетание разных гласных в различных партиях хора и приема пения закрытым ртом, а также со словами. В хоровой практике, при обработке народных песен, широко используется прием пения на многократно повторяющийся слог или слогосочетания не имеющих определенного смысла, такие как: ла-ла, тра-ла-ла, ли-ли, ли-ла-ла, возгласы - ой, хой, эй, хей, хах, ха-ху, ёр, ёр-эй и многие другие, которые отражают некоторые национально-специфические особенности народного мелоса. Используются в пении и различного рода звоны - динь, динь, бом, бом. Шумовые эффекты - хлопки руками, щелканье пальцами, различного рода стуки, мелодекламация - исполнение говором, шепотом, криком на определенной интонационной высоте и без определенной высоте, одной вокальной группой или всем хором. К колористическим приемам относится и своеобразное звучание фальцет, применяется он преимущественно в мужской группе, чаще в партии теноров, а также прием глиссандо как в восходящем, так и в нисходящем движении, одним голосом (соло) или группой голосов, реже - всем составом хора. Важнейшим выразительным средством при обработке народных песен является применение в хоре различного рода мелизмов: форшлагов, мордентов, группетто, трелей украшающих мелодию и делающих её более изысканной, красочной. Для более точной записи мелодий народных песен и их обработки используется ряд условных дополнительных знаков. К ним относятся удвоенные лиги, связывающие ноты, означающие медленное скольжение звука по направлению лиг, сверху вниз и снизу вверх, до определенной высоты. Если фактическая длительность звука несколько превышает её нотное обозначение, то над нотой ставится знак ???, когда длительность оказывается меньше обозначенной знак, эти же знаки используются и для указания изменений в длительности пауз ??? Крестик - ( + ) выставленный над или под нотой показывает, что данный звук исполняется несколько выше темперированного звучания. Черточка - ( - ) выставленная над нотой или под нотой означает, что звучание должно быть несколько ниже темперированного строя. Пауза, заключенная в скобки ( ?? ) означает, что в данном случае допускается остановка, нарушающая метр. Знаки альтерации, помещенные в скобки ( ) ( ) означают, что данная альтерация не вполне укладывается в темперированный строй. Для записи звуков неопределенной высоты, вместо нот на штиле ставятся крестики Для записи современной музыки нередко используются такие приемы как - кластер (одновременное звучание ряда звуков определенного звукоряда, либо постепенное его заполнение). Алеаторика - (свободное мелодическое движение в пределах определенного звукоряда). Неметрические структуры фраз - ~ , опарная доля фраз - , четвертные ноты без штиля - ( ) - исполняются в произвольной длительности. Чем глубже будет продумана партитура хорового сочинения и точнее расставлены все необходимые указания различных штрихов - темпа, динамики, характера исполнения звука, тем больше будет уверенности у композитора в правильности трактовка созданного им сочинения. Приемы хорового изложения. К ним относятся такие приемы, которые непосредственно связаны с использованием различных тембров в хоровом звучании. Довольно часто применяется прием хорового изложения группой хора. Поочередное изложение отдельно женской и мужской группой, а также их сопоставление создаёт контрастную окраску звучания. Светлую и легкую в группе женских голосов и более темную в группе мужских голосов. При соединении группы высоких голосов - Сопрано с Тенором и Альта с Басом, образуется яркость насыщенность и плотность звучания за счет применения октавного дублирования голосов. Необычным мягким по тембру является микстовое звучание альта с тенором. Своеобразная, облегченная звучность достигается при сочетаний женской группы хора с партией тенора (С+А+Т) и массивное, плотное звучание при соединении мужской группы хора с партией альтов (А+Т+Б). Неполные составы смешанного хора преимущественно трехголосные, для них характерна устойчивость ансамбля, гармоническая плотность. Но иногда случается необходимость разделения хоровой партии на несколько голосов, в результате которых возникают новые тембровые краски. Прием разделения хоровых партий (divisi) на два и большое количество голосов, в любых вариантах (постоянные и временные), позволяет значительно разнообразность хоровую фактуру, более полно использовать выразительные возможности, как отдельных групп, так и всего хора в целом. Одним из ярких приемов хорового изложения, применяемых в хоровой практике, является использование чистого тембра. Излагается чистый тембр одноголосно, раскрывая характерные, неповторимые свойства голоса, подчеркивая колорит хоровой партии. Светлость, мягкость, подвижность характерной для сопрано; серебристо-матовый тембр, глубина и сочность для альта; специфическая тембровая яркость и легкость для тенора; насыщенность, плотность и сила звучания для баса. Своеобразное, красочное звучание приобретает чистый тембр изложенный многоголосно с применением divisi. Общехоровое изложение - tutti, чаще всего используется в крупных хоровых сочинениях: операх, ораториях, кантатах, поэмах. Динамическая возможность - от глубокого, трагического - pp, до блестящего, яркого - ff. Объем и монолитность звучания происходит за счет divisi хоровых партий на несколько голосов. Разделения могут быть использованы временно и постоянно, в одном или нескольких голосах, хоровой группе, а также одновременно во всех партиях хора. Общехоровое изложение - tutti может применяется как эпизодически так и постоянно, на протяжении всего произведения. Широкое распространение получил прием включения голосов и групп хора в исполнение. Прием используется при создании хоровых произведений, как гомофонно-гармонического, так и полифонического склада письма, голоса подключаясь один за другим создают эффект насыщения массы с одновременным увеличением динамики. Прием постепенного выключения голосов непосредственно связан с ослаблением общего звучания хора, постепенным затуханием, замиранием звука. Для достижения эффекта ослабления звучности необходимо вначале выключить низкие, средние, высокие мужские голоса, затем в той же последовательности женские голоса. Пример, «Кондор» В. Калинникова. Весьма эффектен момент внезапного выключения мужской группы хора, после которого оставшиеся голоса женского хора звучат как отдаленное эхо. Нередко, используется и прием - хоровая педаль, органный пункт выдержанных звуков, чаще в мужских, но встречается и в других голосах. Наиболее распространённым приемом изложения является -дублирование. Используется оно в эпизодах торжественного, гимнического характера, передающих всеобщий эмоциональный подъем, моментах музыкально-драматического развития. Варианты дублирования: унисон всех партий хора; октавный унисон женской и мужской С-Т, А-Б, (С+А)+(Т+Б) двух -трех октавный унисон. Чередование красок звучания divisi женской и мужской группы хора.
_________________ квн
|